Фарфор – один из представителей керамики, утонченный и рафинированный, относящийся скорее к керамической элите. Белый с голубоватым отливом, слегка пропускающий свет, этот материал обладает прекрасными внешними характеристиками, а вкупе с ними довольно высокой прочностью и термостойкостью. Плотность фарфоровой массы обусловлена малой пористостью.
В качестве сырья для изготовления фарфора используют целую композицию ингредиентов, основным из которых является глина, причем не обычная красная, а белая каолиновая. Помимо каолина в состав входят кварцевый песок полевой шпат, пегматит, гипс и глинозем. Ингредиенты могут заменять или дополнять друг друга в зависимости от вида фарфора, места изготовления, традиций ремесла и прочих факторов. В некоторых рецептах присутствует даже зола трубчатых костей.
Для обжига готовят смесь двух видов каолина (крупнодисперсного и тонкодисперсной пластичной глины), кварцевого песка, полевого шпата и, при необходимости, других составляющих. В качестве компонента можно использовать и фарфоровый бой, который дробят и перемалывают вместе с каменистым материалом, затем просеивают и доводят до тонкого помола в специальных шаровых мельницах. Обжиг проводят при высоких температурах.
При изготовлении фарфора различают сырье твердого и мягкого типа. Мягкая масса, в отличие от твердой, при обжиге образует в большем количестве жидкую фазу, что чревато потерей формы, а потому требует особой осторожности и аккуратности. Именно мягкий фарфор идет на производство изысканной посуды и художественных изделий, в то время как твердый применяется в электротехнике и быту.
Твердое сырье содержит больше глинозема и меньше флюсов. Температура обжига для такого материала должна быть более высокой, чем для мягкого сырья. Тогда он может достичь необходимых характеристик фарфора в плане прочности и пропускания света.
Костяная зола входит в состав сырья одной из разновидностей фарфора. Помимо золы, представляющей собой природный фосфат кальция, ингредиентами служат те же кварцевый песок, каолин и прочие добавки. Жженая кость придает материалу особую белизну, тонкость и полупрозрачность.
Готовый неглазурованный фарфор, белый и матовый, называется «бисквит», а для производства посуды и художественных изделий его покрывают белой или цветной глазурью и расписывают. Роспись производится двумя способами – поверх глазури и под ней, вручную (что особенно ценится) или с помощью деколи, переводной картинки, спекаемой вместе с глазурью.